• det-250-3.jpg
  • det-250-1.jpg
  • det-250-2.jpg

Новый бульдозер ДЭТ 250М2 производим только по предварительной заявке заказчика, согласно требованиям технического задания

Бульдозер ДЭТ 250 – легендарная разработка Челябинского завода. Название модели расшифровывается как «дизельный электрический трактор», а цифра обозначает тяговый класс. Машина, появившаяся в середине прошлого века, обладает рядом революционных решений. ДЭТ 250 является первым отечественным промышленным энергонасыщенным трактором и единственным в мире бульдозером с электромеханической трансмиссией. До появления Т 330 конкурентов советского изготовления у модели просто не было.

Премьера ДЭТ 250 состоялась в мае 1957 года. Линию сборки бульдозера организовали на тракторном заводе в Челябинске. СССР срочно нужна была мощная машина для стройки, и новая модель должна была закрыть эту проблему.

Японские и американские аналоги того времени использовали исключительно гидромеханическую трансмиссию, применение механического варианта для моделей с мощностью более 200 л.с. было нецелесообразным. Советские конструкторы решили пойти своим путем, наделив ДЭТ 250 электромеханической трансмиссией. Это привело к значительному увеличению массы машины, снижению КПД и необходимости использования сложного механизма охлаждения. При этом в холодных областях бульдозер показывал себя намного лучше конкурентов с гидромеханической трансмиссией. ДЭТ 250 нашел широкое применение в районах Крайнего Севера, где нередко используется и в настоящее время.

Основная сфера деятельности бульдозера – строительные работы и перемещение земли. Сзади на технику устанавливалось рыхлительное устройство для разработки каменистых, замерзших и твердых грунтов. Также машина комплектовалась бурильным и траншейным оборудованием. Использовался бульдозер и как тягач в добывающей и лесозаготовительной промышленности. Дополнительно на ДЭТ 250 устанавливались широкие гусеницы для работы на болотистой местности. Большие размеры и масса не позволяли использовать модель в городских условиях.

 

Модификации и особенности

Выпуск ДЭТ 250 начался в 1957 году. Модель имела минимум модификаций, а различия проявлялись лишь в отдельных элементах (гусеничной части, кабине). В 1969 году бульдозер подвергся модернизации и получил название ДЭТ 250М. Версию оснастили мотором В-31 мощностью 330 л.с. Подобный прирост привел к увеличению расхода топлива, но добавил производительности.

В 1989 году бульдозер вновь модернизировали. Модель ДЭТ 250М2 получила новый кузов, придавший ее облику современный вид. Прежнюю силовую установку заменили на агрегат В-31М4 (323 л.с.). Данная модификация стала последней для бульдозера, производство которого завершилось в 2013 году.

Особенности модели:

  • высокая мощность;
  • возможность работать при экстремально низкой температуре;
  • бесступенчатая электрическая трансмиссия;
  • высокая проходимость;
  • высокие скоростные и тяговые показатели;
  • простое управление;
  • легкость обслуживания и ремонта. Как и большинство моделей отечественного производства, бульдозер можно было починить в полевых условиях.

Технические характеристики

Массово-габаритные параметры (без оборудования/с отвалом/с рыхлителем):

  • длина – 6620/7370/9440 мм;
  • ширина – 3180/4250/4250 мм;
  • высота – 3215/3125/3180 мм;
  • масса – 32300/37500/41500 кг;
  • гусеничная база – 3218 мм;
  • ширина башмака – 560/690 мм;
  • ширина колеи – 2450 мм.

Удельное давление на поверхность составляет 0,093 МПа, максимальное тяговое усилие – 377 кН. Бульдозер может развивать скорость до 15,2 км/час, рабочая скорость равняется 1,2 км/час.

Характеристики базового оборудования:

1. Полусферический неповоротный отвал:

  • ширина – 4250 мм;
  • высота – 1850 мм;
  • емкость призмы волочения – 10,5 куб.м;
  • предельная высота подъема – 1400;
  • предельное заглубление – 370 мм;
  • угол перекоса – 10 градусов;
  • угол резания – 55 градусов;
  • масса – 5200 кг.

2. Однозубый рыхлитель:

  • предельное заглубление – 1185 мм;
  • масса – 3500 кг;
  • угол рыхления – 45 градусов.

Компоновка ДЭТ 250 является стандартной для машин подобного типа (сзади – трансмиссия, спереди – двигатель). Основу корпуса составляет мощная герметичная сварная рама. Элементы закреплены на ней с использованием различных механизмов. Ходовая часть не имеет особенностей, помимо габаритов и массы. Сварные тележки сделаны в форме прямоугольного сечения, они жестко связаны с основной рамой. Для опоры гусеничной ленты используется 12 катков (по 6 с каждой стороны). Количество поддерживающих катков – 4 с каждой стороны. В ее состав входят 56 звеньев с шагом 218 мм. Натяжение гусеницы регулируется с использованием гидравлического механизма.

В бульдозере применяется электромеханическая трансмиссия бесступенчатого типа, функционирующая от постоянного тока. Регулировка скорости происходит без переключения передач с учетом уровня внешней нагрузки. В конструкцию трансмиссии входит постоянно замкнутая многодисковая муфта фрикционного типа. Сама трансмиссия имеет сложную конструкцию и является наиболее проблемным элементом. В состав силовой передачи входят тяговый электродвигатель ЭДН 196, сложные планетарные механизмы, генератор модели ГПА 222, основная передача и конечная передача. В приводе генератора располагается косозубый цилиндрический мультипликатор. Трансмиссия имеет 2 передних и 2 задних передачи и обеспечивает необходимую маневренность.

Для поворота применяются планетарные 2-ступенчатые механические редукторы. В конструкцию машины входит надежная ленточная система тормозов плавающего типа.

Гидравлическая система состоит из 2 аксиально-поршневых силовых насосов с давлением 10 МПа. Также присутствует вспомогательная гидросистема, комплектуемая одним насосом, способным поддерживать аналогичное давление в контурах. Основными рабочими органами бульдозера являются отвал полусферической формы, выполненный из прочного металла, и рыхлительное однозубое оборудование.

В сравнении с другими советскими машинами ДЭТ 250 выделяется высоким уровнем комфорта для оператора. На все модификации устанавливается цельнометаллическая кабина, рассчитанная на 2 человек. Кабина монтируется на специальных рессорах, сокращающих колебания, проявляющиеся при работе техники. В салоне присутствует автономный отопитель, отлично прогревающий салон даже при экстремально минусовой температуре. Для работы в жаркое время предусмотрен специальный вентилятор, входящий в базовую комплектацию. Сиденье отличается удобной конструкцией и имеет несколько регулировок.

Приборная панель построена так, чтобы оператор без напряжения отслеживал основные параметры машины. Индикаторы и органы управления сгруппированы и разбиты по секторам для упрощения работы. Кабина максимально защищена от пыли и шума, что с учетом специфики эксплуатации ДЭТ 250 особенно важно. Опционально заказчику предлагается дополнительное утепление салона.

Обслуживание бульдозера упрощено. Кузов капотного типа предоставляет доступ к ключевым системам. Элементы машины отличаются повышенным запасом прочности, потому необходимость в ремонте возникает довольно редко. При регулярном обслуживании техника функционирует несколько лет с максимальной отдачей. Главной проблемой ДЭТ 250 является ненадежная и сложная трансмиссия, остальное оборудование оператор может отремонтировать в полевых условиях.

Двигатель

Бульдозер ДЭТ 250 модернизировали несколько раз, причем изменения затрагивали силовую установку. Вторая версия получила V-образный агрегат В-31 с непосредственным впрыском, неразделенной камерой сгорания и следующими параметрами:

  • рабочий объем – 33,88 л;
  • номинальная мощность – 330 л.с.;
  • расчетная частота вращения – 1500 об/мин;
  • количество цилиндров – 12;
  • расход топлива – 46,28 л/час;
  • емкость топливного бака – 670 л.

ДЭТ 250 с данным мотором выпускался до 1989 года, потому сегодня данную генерацию в рабочем состоянии встретить крайне тяжело.

Куда более распространенной является третье поколение бульдозера, которое оснащалось 4-тактным дизельным мотором В-31М4. Агрегат сохранил V-образную конструкцию, получив улучшенные системы вентиляции, охлаждения и смазки.

Особенности двигателя:

  • охлаждающая система – жидкостная с эжекционной вентиляционной системой;
  • воздухоочиститель – 2-ступенчатый с индикатором засоренности и 2 фазами очистки воздуха (эжекционной и мокрой);
  • система смазки – комбинированная с очисткой в центрифуге.

Характеристики мотора В-31М4:

  • рабочий объем – 38,88 л;
  • номинальная мощность – 237(323) кВт (л.с.);
  • расчетная частота вращения – 1400 об/мин;
  • количество цилиндров – 12;
  • диаметр цилиндра – 150 мм;
  • запас крутящего момента – 11%;
  • расход топлива – 45,3 л/час;
  • емкость топливного бака – 700 л.